Part of being a big winner is the ability to be a good loser
Недавно мои однокурсницы заспорили на перемене о том, кто приносит им подарки. Одни утверждали, что святой Микулаш. Другие говорили, что святая Барбора. Спор разгорелся нешуточный. И ситуацию спасли только принесенные мною по поводу этого самого Микулаша конфеты.
Но тематика меня заинтересовала, и сегодня я предлагаю вашему вниманию пост о том, кто же носит подарки и зачем они это делают.
Согласно старой народной легенде, каждый год, вечером 5 декабря с неба на землю спускается святой Микулаш (Николай), обходит дома и вместе с чертом и ангелом раздает сладости хорошим детям и уголь или картошку плохим.
Визиты святого Микулаша разнились в зависимости от мест. В бедных краях дети вывешивали за окно чулок, в котором утром находили награду за свое поведение в течение года. В более богатых краях святой Микулаш приходил к детям лично. Спрашивал родителей, как их дети вели себя и как учились весь прошедший год.
Потом проверял, умеют ли дети молиться. Если святой оставался доволен...
День святой Барборы (Варвары) - 4 декабря. По традиции вечером перед именинами Барборы, по деревням ходили "Барборки", одетые в белые платья, с белым покрывалом, прикрывающим лицо. Обычно они ходили двоем или втроем, с корзинкой, полной сладостей, орехов и фруктов, которые они раздавали детям. Кроме этого они носили с собой метлу, которой грозили плохо ведущим себя детям.
Из всего вышенаписанного, я сделала вывод, что святую Барбору кое-где путают с той самой Микулашкой. Но самое главное, наверное, даже не то, кто приносит детям подарки, а то, что чехи свято блюдут эти традиции. Что в Праге каждый год 5 декабря можно встретить десятки Микулашей с самыми разнообразными ангелами и чертами. Ну, а кто больше нравится вам, выбирайте сами
Но тематика меня заинтересовала, и сегодня я предлагаю вашему вниманию пост о том, кто же носит подарки и зачем они это делают.
Согласно старой народной легенде, каждый год, вечером 5 декабря с неба на землю спускается святой Микулаш (Николай), обходит дома и вместе с чертом и ангелом раздает сладости хорошим детям и уголь или картошку плохим.
Визиты святого Микулаша разнились в зависимости от мест. В бедных краях дети вывешивали за окно чулок, в котором утром находили награду за свое поведение в течение года. В более богатых краях святой Микулаш приходил к детям лично. Спрашивал родителей, как их дети вели себя и как учились весь прошедший год.
Потом проверял, умеют ли дети молиться. Если святой оставался доволен...
День святой Барборы (Варвары) - 4 декабря. По традиции вечером перед именинами Барборы, по деревням ходили "Барборки", одетые в белые платья, с белым покрывалом, прикрывающим лицо. Обычно они ходили двоем или втроем, с корзинкой, полной сладостей, орехов и фруктов, которые они раздавали детям. Кроме этого они носили с собой метлу, которой грозили плохо ведущим себя детям.
Из всего вышенаписанного, я сделала вывод, что святую Барбору кое-где путают с той самой Микулашкой. Но самое главное, наверное, даже не то, кто приносит детям подарки, а то, что чехи свято блюдут эти традиции. Что в Праге каждый год 5 декабря можно встретить десятки Микулашей с самыми разнообразными ангелами и чертами. Ну, а кто больше нравится вам, выбирайте сами

источник: по материалам сайта www.ceske-tradice.cz
«На переломе года, в гости
Спешат святой и черт.
Чтобы дарами или плетью
Привить, нам грешным, послушанье…»
Первоначально, как на это указывает Клаус Миллер в своей книге «Традиции Богемских земель», Микулаш все таки олицетворял одного из рождественских волхвов, который приносил дары и приходил он к детям как раз под рождество. Но, со временем, эта традиция совместилась со старой языческой традицией Ночью Искупления (возможно прообраз европейского Самхейна) – традицией, когда до прихода рождества, на земле празднует дьявол. Сразу вспоминаем и Ночь перед Рождеством и явную пропаганду – до христианства на земле жили только язычники и дьяволопоклонники. Утрированно конечно.
И вскоре, можно заметить, что в компании Микулаша появляется Черт. И уже в середине 19 века, в богатых немецких домах и в домах чешской знати (которая имела явное австрийское происхождение) можно было встретить не только Святого Микулаша с подарками, но и Черта, который не только дарил уголь или картофель, но и могу унести непослушных детей в Ад. А со временем, Черт даже получил имя – в честь праздника – Крампус. Большее распространение празднование Микулаша получило с возникновением волны кукольных театров в Чехии, а точнее в конце 19 века, когда по всей Чехии насчитывалось более 2000 самостоятельных (как профессиональных, так и любительских) кукольных театров и малых трупп. Это были и брамборовые театры (картофелина надевалась на палец, аналог петрушечного театра), театры марионеток и даже театры теней. Чаще всего в подобных народных театрах разыгрывались представления или на религиозные темы, или пародировалась жизнь знати( в этом случае, все герои изображающие знатных вельмож, говорили на немецком языке), в том числе и типичные представления того времени, когда на рождество плохого вельможу забирает Черт. И вскоре, Черт стал любимым персонажем, на ряду с шашиком (шутом).
Даже еще сейчас можно встретить в антикварах Праги редкие открытки – поздравляющие на немецком или чешском с Праздником Крампус. А если повезет, то можно найти и фигурки Черта на которых написано – Крампус.
Продолжая тему Черта. Сейчас на Микулаша можно увидеть картинки изображающие Черта с высунутым языком и в оковах на руках и длинной цепью. Откуда это пришло? Постепенно, веревка или кнут, которым бил и связывал непослушных детей Черт, трансформировались (видимо под натиском католичества) в оковы, коими сковал святой нечистый дух. Ну а высунутый язык – первоначально изображающий язык лукавого – длинный змеиный – явно жалящий и лживый (так его описывали священники и рисовали в церкви), стал просто длинным языком или символом того, что Черт дразнит. Хотя, в текстах 17 – 18 века можно встретить и упоминания о том, что Черт может за непослушание, лизнуть глаза грешника и тогда грешник ослепнет или просто лишится глаз.
А Ангел? Ангел появился позднее. По всей видимости, как дань рождественским традициям. И до сих пор, Ангел несколько не вписывается в этот славный дуэт и является менее популярным персонажем. Первоначальная идея, трансформировавшаяся в этот праздник была очень проста – как идея страшного суда – по заслугам и награда – вел себя хорошо – подарок от Бога, вел себя плохо – наказание от Черта. Зло и Добро, бродили по домам Богемии рука об руку, как две части неразделимого бытия. И сейчас, в отличие от русских традиций – Черт все еще остается любимым чешским персонажем – не олицетворением Зла, а скорее озорным соседом, с которым запросто можно выпить пива, поговорить по душам, ну или получить совет. Во многих чешских сказках, Черт это прежде всего существо справедливое, которое может и наказать нерадивых и ленивых, а может и одарить счастьем ( как в сказке о солдате и мертвой принцессе).
Всем хороших праздников, не смотря на то, какой из героев Вам нравится больше. Две половинки мироздания Зло и Добро, Черное и Белое, свет и тень, все еще идут по земле рука об руку, заставляя вращаться этот Мир.