Мнения и ценности
Приспособься или мы тебя приспособимСпособность примиряться с любой ситуацией и приспособиться к чему угодно была возведена чехами в степень искусства.
Во времена средневековья чехи были послушными католиками, потом они стали усердными протестантам, после чего вернулись к католицизму - все в зависимости от того, кто в это время был у власти. Двадцатый век чехи начали, как настоящие демократы, потом какое-то время они были преданными коммунистами, а сейчас они снова демократы. Все эти метаморфозы нельзя назвать длительным процессом, занявшим несколько поколений. Многие чехи все эти перемены прожили в течение своей жизни. Однако, прежде, чем начать возмущаться подобной беспринципностью, вспомним бабочку: из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку и все это в течение одной жизни. Некоторые чехи разделяют с бабочками еще одно свойство: бесхребетность.
Богатство и успехЧехи убеждены, что они никогда не станут богатыми, если будут много работать, будут умными или если им просто улыбнется счастье. Стать богатыми, согласно чехам, можно только надув кого-то другого.
Если кто-то имеет какую-то квалификацию...Если кто-то имеет какую-то квалификацию, он изо всех сил пытается ее утаить. Американские фирмы были страшно удивлены, проводя собеседования для принятия на работу. Потенциальные работники не хотели признавать, что отлично владеют несколькими языками или что прекрасно работают на компьютере. Учитывая прошлое, становится понятно, что это не следствие скромности, но осторожности. Чехи верят в утверждение, что "нельзя выделяться" (к которому тихо добавляют "иначе будешь наказан!"). Эта философия может скрываться и за нелюбовью мужчин и женщин носить официальную одежду. Иностранные работодатели сталкиваются из-за такого чешского подхода к одеванию с большими проблемами. Если уж чехи и должны соблюдать дресс-код, то до работы они добираются в джинсах и футболках, а на месте незаметно переодеваются.
Тем не менее, вокруг кипит сверкающий и шумный мир. Даже наш маленький чех, верный родственник доброго воина Швейка, заскочил в несущуюся машинку прогресса. Или хотя бы пытается это сделать. Его жизненный уровень резко вырос, и теперь он занимается новым любимым споротом: идти в ногу с соседями. Идти в ногу, не перегонять!
Большинство чехов имеет слабость к использованию академических званий. Звания эти записаны даже в их паспортах и водительских правах, не говоря уже о почтовых ящиках. И, конечно, при представлении и обращении друг к другу чехи тоже требуют, чтобы их называли званием. Никто над этим особо не задумывается. И звание так становится частью фамилии. А уж количетсво званий здесь просто невероятное!
Это обычно довольно тяжело для понимания, особенно для иностранцев. Если кто-то представляется, как инженер, можно неправильно думать, что вас зовут на лекцию о проблемах бетонирования при стройке плотин. На самом деле вам просто намекают, что именно этим званием нужно обращаться к этому человеку. Это совершенно немыслимая вещь, особенно для тех, кто живет западнее. Для местных носителей подобных званий это, однако, имеет очень большое значение. Поэтому когда их останавливает полицейский за превышение скорости и, посмотрев их документы, обращается к ним их званием, это приводит их в такой восторг, что сумма штрафа уже не имеет значения.
Студенты обязаны запомнить правильно все звания всех лекторов, потому что обращение к преподавателю более низким званием (напр. сказать пану профессору - пан ассистент) может иметь катастрофические и даже трагические последствия. Использовать звание более высокое, чем человек в реальности имеет, т.е. всем лекторам говорить "пан профессор", тоже не лучшее решение - он мог бы подумать, что студент над ним смеется. В общем, со званиями все очень непросто...
Внутренний конфликт
Как в классической сказке, где главная героиня приходит одетая-неодетая, каждый чех имеет в себе смесь вольнодумства и консерватизма. Этот конфликт происходит у них внутри и речь не идет только о традиционных взглядах (напр. на роль женщин в обществе). Часто этот конфликт влияет и на принципиальные и комплексные подходы к вещам, находящимся далеко за границами семьи. Ни на чем нельзя показать это лучше, чем на двух никак между собой не связанных примерах. Большая часть чехов выступает за атомное ядро - более 70% населения поддерживает дальнейшее развитие ядерной энергетики и строительство новых атомных электростанций. Это абсолютное первое место во всей Европе. В той же Австрии из-за массовой оппозиции нет вообще ни одной атомной электростанции!
На фоне этого прогрессивного подхода остро выделяется терпимое людьми удивительно консервативное и реакционное состояние здравоохранения, которое во многом до сих пор работает на принципах австро-венгерского еще подхода к пациентам в больницах: будильник в шесть утра, коллективная сдача анализов, никакой личной жизни. Подобные противоречащие друг другу явления можно наблюдать во многих сферах жизни. Как говорил сам Швейк: "Разрешите доложить, господин оберлейтенант, что человеческая жизнь настолько сложна, что по сравнению с ней сама жизнь человека - просто ерунда".
Религия
Чехи считают себя самым атеистическим народом в Европе. Как сказал однажды Яра Цимерман: "Я такой абсолютный атеист, что боюсь, Бог меня накажет".
Официально, доминантной церковью в Чехии является римско-католическая, за ней следуют евангелисты и гуситы - специфическая чешская церковь, основанная на мыслях Яна Гуса, который в 15 веке пытался реформировать католическую церковь. Свою веру он защищал так упрямо, что в 1415 году его за нее сожгли. Гус -чешский национальный герой. Его девиз "Правда победит" является частью президентского штандарта. К сожалению, большинство президенстов этот девиз не поняли.
Чехи, несомненно, являются наименее религиозным народом. Не то, чтобы среди них не нашлось ни одного верующего, но их очень мало. Через пять минут после окончания мессы в соборе св. Вита - самом большом католическом соборе в стране - тридцать одного верующего сменяют тысячи туристов.
Более 70% чехов признает, что они не верят в Бога. В то же время больше 50% из них верят в амулеты и гороскопы. А один из десяти по-прежнему верит в Карла Маркса и его идеалы. Нельзя однозначно сказать, что большинство чехов ни во что не верит. Точно однако известно, во что они однозначно не верят: 90% чехов не верит ни в какую форму жизни после смерти. И это включая тех, кто считает себя католиками. В чехи проводится самое больше количество кремаций в Европе (95% умирающих пражан), половина умерших даже не бывает нормально погребена - родственники просто забывают забрать урну с прахом.
источник: (c) Petr Berka, Ales Palan, Petr Stastny, "Xenofobni pruvodce. Cesi"
перевод :
Пражанка